
26 июля в России отмечается День парашютиста — неофициальный, но широко признанный профессиональный праздник. Дата выбрана не случайно: 26 июля 1930 года группа советских летчиков и механиков 11-й авиационной бригады Московского военного округа под руководством комбрига ВВС РККА Леонида Григорьевича Минова впервые совершила под Воронежем серию парашютных прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР.
К концу 1931 года советскими парашютистами было выполнено около 600 тренировочных и показательных прыжков. В том же году молодые инструкторы совершили прыжки на воду, в глубокий снег, ночью с большой высоты и затяжные прыжки.
Интересно, что парашютный спорт быстро привлёк внимание женщин. 14 июля 1931 года первый в СССР прыжок с парашютом совершила В. Кулешова, а 19 августа того же года — В. Федорова и А. Чиркова.
Первый парашют был разработан, сконструирован и испытан техником-самоучкой Глебом Котельниковым, которого не оставляли равнодушным трагические исходы в авиационных полётах. Первый парашют был лёгким, уложенным в ранец, всегда находился с лётчиком. Результаты испытаний показали, что парашют действовал безотказно.
27 октября 1911 года Котельников запатентовал своё изобретение «РК-1» (русский, котельниковский первый) и обратился в военное министерство. Но бюрократическая машина не придала значение данному изобретению, и предложение Котельникова было отклонено «за ненадобностью».
Но, осознавая важность дела, Котельников продолжил работу и в 1923 году создал новую модель ранцевого парашюта «РК-2», а позднее модель парашюта «РК-3» с мягким ранцем, который 4 июля 1924 года был запатентован. Модель «РК-3» стала первым в мире парашютом с мягким ранцем — подобные модели используются и по сей день.
В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют «РК-4» с куполом диаметром 12 метров. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограммов. В 1926 году Котельников передает все свои изобретения Советскому правительству.
В конце 1929 года парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания по решению правительства СССР. Сегодня в России ежегодно совершаются десятки тысяч парашютных прыжков, а парашюты применяются в авиации, армии, спорте, спасательных службах и других сферах.