Стремительное развитие различных сфер нашей жизни уже со школьной скамьи диктует необходимость выбора дальнейшего пути подростку, поэтому профориентационная деятельность среди школьников в наше время особенно актуальна. Выбор будущей профессии определяет не только будущую карьеру, но и социальный статус, гражданскую позицию.
Профориентационная работа кадетской школы-интерната имеет свою специфику, которая задает особые векторные направления.
Воспитанниками являются юноши и девушки из городских и сельских территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, годные по состоянию здоровья и желающие связать свою судьбу со службой в силовых, военных и гражданских структурах нашей страны. Обучаются кадеты с 7 класса.
Основными задачами Кадетской школы-интерната является предоставления детям качественного образования, воспитания талантливой, патриотически настроенной личности, создания основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, воспитания в них чувства преданности Родине, чести и справедливости.
Главным направлением в профориентационном сопровождении учащегося, является обеспечение расширения возможностей подростка в профессиональном самоопределении, формирование у него интереса к службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в Министерстве обороны, в системе Федеральной пограничной службы и т.д. Оно нацелено на усвоение воспитанниками необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий вышеперечисленных направлений.
Профориентационная работа в Кадетской школе-интернате начинается с момента поступления воспитанников (т. е. начиная с 7 класса). Основными направлениями профориентационного сопровождения являются профессиональная информация и профессиональная консультация.
Профессиональное консультирование — изучение личности воспитанников и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональное консультирование проводится в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом школы и носит индивидуальный характер в зависимости от уровня сформированности интересов кадета, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости, состояния здоровья. Педагоги используют такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием кадет, изучение результатов их учебной и внеурочной деятельности, анкетирование, профессиографические исследования, профориентационные опросники и игры, составление психолого-педагогических характеристик воспитанников, рекомендаций обучающимся и родителям по выбору учреждения для дальнейшего обучения.
Профессиональная информация включает в себя сведения о профессиях, связанных со службой в правоохранительных, военных и силовых структурах РФ, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе профильных учебных заведений и путях получения данных профессий, о потребностях общества в кадрах. С целью профессионального информирования используются разнообразные формы работы: – оформление стендов, размещение информационных материалов по профориентации на школьном сайте; – профориентационные уроки, классные часы, беседы; – родительские собрания и консультирования по профориентационной тематике; – экскурсии в ГУВД, ГУФСИН, ГИБДД и др., практические занятия с подшефными структурными подразделениями СК РФ; – встречи со специалистами и ветеранами МВД, ФСБ, ФСИН, СК РФ; – встречи с выпускниками Кадетской школы-интерната, обучающимися в профильных учебных заведениях.
Подписаны и реализуются в полной мере соглашения с партнерами:
-
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
-
Военный комиссариат г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры.
-
Главное управление МЧС России по ХМАО-Югре.
-
БУ ВО ХМАО- Югры «Сургутский государственный университет».
-
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Московское высшее общевойсковое командное орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменное училище» Министерства обороны Российской Федерации.
-
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», г. Москва.
-
Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области.
-
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
-
Филиал федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва» Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске.
-
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ШТУРМАНОВ Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная
академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске.
Предметом соглашений с партнерами является сотрудничество на безвозмездной основе в области профессиональной довузовской ориентации учащихся, их направленной подготовки к поступлению в ВУЗы и в рамках укрепления кадрового потенциала военных и силовых структур.
Сопровождение воспитанника, определившегося с выбором профильного военного ВУЗа, включает в себя:
- согласование кандидата с отделом по работе с личным составом профильного учреждения. Так как поступление в силовые, военные и некоторые гражданские ВУЗы, проводится только через профильное учреждение. Например, Академия МВД принимает к поступлению абитуриентов, имеющих направление из отдела по работе с личным составом территориального МВД и допущенных к поступлению врачебной комиссией и службой безопасности. Аналогичный процесс проходит при поступлении в военные училища и академии Министерства обороны РФ, Министерства ЧС РФ, Следственного комитета РФ и др.;
- прохождение кадетом углубленной военно-врачебной медицинской комиссии и получение заключения о годности к поступлению в ВВУЗ;
- сбор и подготовка документов для проведения проверки Службой безопасности на наличие судимости у близких родственников и самого кандидата на поступление;
- прохождение кадетом тестирования на профпригодность, полиграф;
- сбор и подготовка документов для формирования личного дела кандидата на поступление в ВВУЗ; составление необходимых ходатайств и характеризующих материалов;
- контроль и осуществление мероприятий по явке кадета за получением направлений и проездных документов к месту поступления.
- контроль за сдачей и результатов вступительных экзаменов кадета в ВВУЗе.
В связи с территориальной удаленностью Нялинского поселения и отсутствием круглогодичного наземного транспортного сообщения, все медицинские комиссии и обследования воспитанники проходят в течении зимнего периода (по зимнику) с 15 января по 30 марта.
На основании действующего соглашения с отделом Военного комиссариата по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району, медицинская комиссия по первоначальной постановке граждан на воинский учет и по годности поступления в военные ВУЗы проводится на базе Кадетской школы-интерната.